Как называется процесс подмывания у мусульман. Правила посещения туалета. Можно ли не подмываться в исламе, а пользоваться туалетной бумагой

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Чего только ни придумывают люди, чтобы отличиться! Но одно дело — разрабатывать глупые законы на государственном уровне и совсем другое — на духовном. В каждой религии существуют традиции-перлы, однако ислам выделился особенно. Итак, кто из вас не знает, как правильно… испражняться, HistoryTime сейчас всех всему научит.

Каждый, кто хочет научиться испражняться по всем традициям ислама, должен запомнить главное: в туалет входят с левой ноги, а выходят обязательно с правой. И камушки надо не забыть. И молитву. И головной убор. В общем, давайте разбираться по порядку, в этой традиции слишком много одинаково главного и одинаково забавного.
Как мы и сказали, входить в «место для раздумий» обязательно нужно исключительно с левой ноги. Перед тем, как приступить к священнодействию (прости, Господи!) необходимо прочитать молитву. В переводе на русский она звучит так:

С именем Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков!

По исламским традициям, в процессе хождения в туалет муслим всем своим видом должен показывать, что он к этому вообще-то непричастен. Религией запрещается хвататься руками за срамные места, да и открывать их можно только после приземления на «белого коня».

Кибла

Да-да, дорогие мужчины, вы не ослышались: только после приземления. А это значит, что и маленькие, и большие дела необходимо делать исключительно сидя. Самое забавное то, что при этом необходимо весь свой вес перенести на левую ногу, на правую нельзя — а-та-та будет. Понятие грешности у мусульман достаточно забавное иногда, не находите?

Самым страшным нарушителем «туалетного этикета» ислама вы будете считаться, если вдруг неловко расположитесь гениталиями в сторону киблы — древнего храма в центре Мекки. По всей видимости, обстоятельные мусульмане предлагают посещать уборную с карманным компасом и астролябией.

Если во время опорожнения вы удобно расположились спиной к кибле, это все равно не снимает с вас груз ответственности. Ведь ваши, пардон, свисающие гениталии, так или иначе исподтишка поглядывают на эту мечеть своей задней стороной. В общем, в позе воинствующего орла нужно как-то принять в пространстве такое положение, чтобы кибла видела только ваш гордый профиль — и никаких непристойностей. Может, боком?

Упаси вас Аллах захватить в «белый кабинет» Коран или что-либо с именем упомянутых в нем! С такой же строгостью запрещено, пардон, подтираться правой рукой. Только левой — и хоть в лепешку расшибись!

Привычной бумаги, так полюбившейся нам из-за удивительной смывающейся втулки, в мусульманских туалетах вы не найдете. Зато ваш взгляд, однозначно, зацепится за изящный кувшинчик с узким носиком и чашу с мелкими камушками. Какое оригинальное дизайнерское решение!

HistoryTime спешит разочаровать вас: это далеко не происки бесконечно плодящихся дизайнеров. Это та самая туалетная бумага. Да-да, и камешки тоже.

«Очищение» водой и камнями даже имеет свое название: для воды это истинджой, а для камней — истиджмар. Можно использовать один из этих способов, а можно совмещать их. Только необходимо помнить несколько правил: во-первых, количество камней не должно быть меньше трех, во-вторых, омывать свои органы нужно тоже не меньше трех раз. Если это достигается за два раза, то нужно сделать также и третий раз, что обязательно. Если вытираясь, хотят сократить число камней при том, что результат достигается на четвертом, то пятый камень желателен, чтобы был нечет. Проще говоря, камней должно быть не меньше трех, но обязательно нечетное количество, а иначе — фу-фу-фу.

Ислам считает недостаточное очищение после испражнения не просто богомерзким поступком, а даже великим грехом! Считается, что люди, не уделяющие достаточного внимания гигиене после туалета, будут мучиться в гробу.

Выходя из «кабинета раздумий», не забудьте сказать:

Прости, (о Аллах)!

Да ладно, что уж там, прощаем.

Исламский мир весьма консервативен и принятые в далеком прошлом нормы поведения человека не просто актуальны до сих пор, они обязаны четко выполняться. Эти правила касаются и посещения туалета. Но некоторые важные моменты этого деликатного дела сегодня кажутся удивительными.

Исламская дисциплина, которая занимается упорядочиванием сферы жизни мусульман, касающихся интимной гигиены, называется фикх. Не смотря на то, что правила были созданы в эпоху, когда люди жили без водопровода и канализации, по сути они мало изменились. Например, и сегодня правоверные мусульмане даже в собственных апартаментах не должны заходить в туалетную комнату босиком. Мужчинам не следует мочиться стоя, в момент испражнений нельзя переносить вес на правую ногу, а после - заниматься гигиеническими процедурами правой рукой. Также запрещено разговаривать в туалете, даже отвечать на вопросы членов семьи. Еще один важный аспект касается того, что нельзя осуществлять мочеиспускание в стоячую воду. Между тем, канализационная система в странах Северной Америки предусматривает наличие определенного количества воды в унитазе и часто он наполнен ею до половины. Представители Ассоциации мусульман США рекомендуют своим братьям и сестрам в подобный момент использовать в унитазе слив.

Важный пункт фикх касается того, что после акта дефекации правоверный мусульманин должен очистить себя водой и камушками. Сегодня допускается использование туалетной бумаги, но только вкупе с водой. Однако к качеству туалетной бумаги предъявляются определенные требования. Так Ахмад Магомедов, преподаватель Дагестанского теологического института имени шейха Саида Афанди, село Чиркей, в своих статьях об этикете посещения туалета, разъясняет правоверным мусульманам некоторые современные трактовки древних правил. Например, в фикх сказано, что для очищения себя после туалета следует подготовить сухие камешки или листья, следовательно сегодня не допускается использование влажных салфеток в интимной гигиене. Также для очищения нельзя брать что-то гладкое и ценное, соответственно туалетная бумага должна быть только шершавой и дешевой.

Следует отметить, что некоторые исламские правила посещения туалета весьма схожи с аналогичными постулатами индуизма, чьи приверженцы издревле также жили в условиях сухого и жаркого климата. Из-за постоянных высоких температур развитие болезнетворных бактерий в такой окружающей среде происходит очень быстро и нормы гигиены живущего в ней человека, должны быть жесткими, чтобы избежать вероятных кишечных инфекций.

Ислам предписывает соблюдать чистоту во всех отношениях, в том числе в состоянии, когда человек избавляется от пищевых отходов своего тела. Бывает, что некоторые люди обвиняют мусульман в отсутствии гигиены – за то, что они подмываются после туалета. Но таким упрёкам нет никакого логического обоснования, кроме как выявление недовольства на почве разных корыстных целей.

статья опубликована в номере: 24 (541) / от 15 декабря 2017 (Раби уль-авваль 1439 г.)

Что же такое подмывание в Исламе?

Подмыванием в Исламе называются специальные действия, направленные на удаление остатков влажных нечистот после туалета. При выделении газов не предписано подмываться. Для подмывания предписаны два вида очищения: водой и камушками. Проводить очищение можно камнями или любым твёрдым предметом, кроме еды, экскрементов и костей. Если таким образом достигается чистота, то использования воды не требуется. Лучше всего очищаться тремя или более камнями, а затем водой.

Целью такого вида является удаление камнями самой наджасы, а с помощью воды - её следа. Если человек желает применить только один вид очищения, то ему желательно использовать воду, так как она удаляет наджасу и её след.

Условия очищения только камнями:

Камни или то, что их заменяет, должны быть сухими. Если они мокрые, то необходимо использовать и воду.

Вместо камней можно использовать что-либо твёрдое - древесину, ткань, кроме еды, экскрементов. - Использовать до того, как наджаса высохнет; в ином случае необходимо использовать воду.

Наджаса не должна переходить с места, откуда она выходит, например из полового органа или ануса.

Протирать надо не меньше трёх раз, если даже добились чистоты. Если не очистились после трёх раз, повторите до полного очищения. В хадисе, переданном от Айши رضي الله عنها, говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда кто-нибудь из вас пойдёт испражняться, пусть берёт с собой три камня для очищения, этого достаточно». Можно использовать один камень с трёх сторон. В наше время вместо камней можно пользоваться туалетной бумагой. Порицается прямое соприкосновение рук с наджасой, если не используете воду.

Этика справления нужды

Нежелательно справлять нужду на дороге, в тени или под открытым солнцем. В хадисе Пророка Мухаммада ﷺ говорится, что он предупредил: «Опасайтесь двух проклинающих».

Сподвижники спросили: «Кто же они?» - «Те, кто справляют нужду на дороге или в тени». Проклинающими их называют за то, что когда люди обнаруживают такое, то начинают их ругать и проклинать.

Нежелательно справлять нужду в норы, трещины в стене или на дереве, так как там может оказаться насекомое или животное. От Абу Давуда передаётся: «Пророк Мухаммад ﷺ запретил мочиться в норы». Нежелательно справлять нужду под плодоносящие деревья, чтобы не испачкались его плоды. Нежелательно справлять нужду в стоячую воду - вода может загрязниться. Если справляете нужду в открытом месте, где нет ограждения высотой одного зирага (размер локтя примерно 59 см), то не поворачивайтесь в направлении киблы и не отворачивайтесь спиной от неё. В хадисе, переданном от Муслима и Бухари, говорится: «Когда вы испражняетесь, не направляйтесь в сторону киблы и не отворачивайтесь спиной, по
вернитесь в сторону востока или запада».

Желательно при справлении нужды:

Опираться на левую ногу;

Не смотреть на небо;

Не разглядывать свои половые органы;

Не смотреть на мочу или кал;

Не вести разговоры во время испражнения. Нежелательно носить и иметь с собой то, на чём написано имя Аллаха и Его Пророка ﷺ. Желательно заходить в туалет с левой ноги, а выходить с правой. Перед тем как зайти в туалет, следует читать это дуа:

ِﺚْﺒُﺨْ ﺍﻟ َﻦِ ﻣ َﻚِ ﺑ ُﻮﺫُﻋَ ﻧﱢﻲ ﺃ ِ ﻢﱠ ﺇ ُ ﺍﻟﻠﱠﻬ ِ ﺍﷲﱠ ِﻢْﺴِﺑ ِﺚِﺒﺎﺋَﺨْﺍﻟَﻭ

«Бисмилляхи. Аллахумма инни аузу бика миналь хубси валь хабаис». Подмываться левой рукой. Нежелательно держать половой орган правой рукой.

В хадисе говорится: «Когда будет мочиться один из вас, не держите половой орган и не подмывайтесь правой рукой». Также нежелательно пользоваться телефоном и т.д. После выхода читать:

ﺍﻟﺤﻤﺪ ﷲ ﺍﻟﺬﻱ ﺃﺫﻫﺐ ﻋﻨﻲ ﺍﻷﺫﻯ ﻭﻋﺎﻓﺎﻧﻲ

«Альхамдулилляхи ллязи азхаба анниль аза ва афани»

СЕЙФУЛЛАХ ВЕЛИЕВ

Сунной (желательным) является выщипывать волосы в области подмышек, но возможно ли их брить?

Да, конечно же.

Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?

Если рассматривать строго и без поблажек, то непосредственно перед молитвой-намазом - нет, не стоит. Уточню, что это «нет» не проистекает из текста какого-либо аята или хадиса, а отражает взгляд значительной части ученых прошлых веков, которые, принимая во внимание то, что спиртное и все одурманивающее рассудок в Исламе запрещено, высказали мнение: сам спирт является канонически нечистым (наджас). В то же время запрет на употребление аннулируется, когда, например, вино преобразуется в уксус, и о разрешенности использовать уксус, полученный из вина, есть упоминание в Сунне как об «очень хорошей приправе» . Среди богословов прошлого и современности, отвечающих на подобный вопрос, есть также мнение, что спиртосодержащие одеколоны и духи не являются запретными (харам), так как используются не для опьянения рассудка, а для устранения неприятных запахов и подчеркивают чистоту, опрятность человека . Я лично согласен с таким подходом к данному вопросу, тем более что сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов.

Известный богослов Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемому и прощаемому, ведь количество наносимого на тело спирта крайне незначительно и он моментально испаряется. Также малое количество спирта в тех или иных средствах гигиены или парфюмерии, например, в шампунях или креме, относится к категории ‘умумуль-бальва , и верующий не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны.

Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.

Отмечу, что когда речь идет о спиртосодержащих кондитерских или других продуктах питания, в которые добавляется ликероводочная продукция, то следует воздержаться от употребления этого в пищу, ведь они попадают в желудок, а потому запретны, так как в достоверном хадисе сказано, что «опьяняющее в большом количестве запрещено [к употреблению] и в малом» .

Правда ли, что, если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?

Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что подобное крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.

Ученые-богословы единодушны: чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этому других.

Относительно чистки зубов палочкой-мисваком непосредственно перед совершением очередной молитвы-намаза следует заметить, что в одном хадисе говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения малого омовения (вуду’), а в другом - перед молитвой. Но последнее не говорит однозначно в пользу чистки прямо перед проговариванием намерения о совершении молитвы-намаза. Ведь желательно, чтобы в полости рта во время молитвы не было остатков пищи и чего-либо иного. А потому рекомендуется после использования сивака прополоскать рот.

И в заключение приведу еще один хадис: «Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение» .

Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?

По данному вопросу имеются два практических пояснения.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака (палочки, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно) после начала времени полуденной молитвы (Зухр) и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося пред Всевышним лучше запаха благовония» . «То есть, - заключила данная группа ученых, - желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта».

Богословы ханафитского и маликитского мазхабов говорят о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста. Опираются они в своем заключении на все хадисы, подчеркивающие необходимость чистоты полости рта и побуждающие к ее сохранению и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося. Пророк Мухаммад говорил: «Одним из наилучших действий постящегося является [применение] мисвака» . ‘Амир ибн Раби‘а говорил: «Я видел, как пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постоянно и многократно пользовался мисваком во время поста» .

Имам аш-Шавкяни, например, сказал: «Правильным является желательность (мустахаб) использования мисвака на протяжении всего времени поста. Так считала бо льшая часть ученых» .

Пользоваться зубной щеткой во время поста без зубной пасты допускается, а вот от чистки зубной пастой в это время лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Многие богословы говорят, что попадание ее непосредственно в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не проглатывать.

Объясните, пожалуйста, почему необходимость содержать в чистоте и порядке свою квартиру, двор, общественные места, территорию города не является фардом (обязательным)? Вообще-то, наверное, по значению и важности это должно приближаться к степени соблюдения столпов Ислама.

Согласен. Так и есть. Известный постулат в Исламе: чистота - это половина (часть) веры . Чем человек более набожен и религиозен не на словах, а на деле, в повседневной практике, тем больше (по возможности) он стремится к чистоте и порядку.

Нужно ли как-то сочетать простые повседневные гигиенические процедуры с малым и полным омовением?

Необходимости такой нет. Поступайте так, как вам удобнее.

Говорят, когда чистишь сиваком зубы, то нежелательно стоять в ряду при наступлении времени совершения намаза, а надо присесть или нагнуться и только тогда чистить зубы. Zaur.

Ничего такого не слышал и не читал об этом. Согласитесь, странно, если человек чистит зубы сидя, а тем более в ряду молящихся. Подобные гигиенические процедуры, исходя из этических соображений, необходимо производить заблаговременно.

Можно ли выбрасывать волосы и ногти не в мусорную корзину, а, например, в туалет?

Да, возможно.

Я люблю принимать душ каждый день. Но слышал, что часто такие процедуры делать нельзя.

В Коране и достоверных хадисах не раз можно встретить прямое повеление быть предельно чистыми, что подразумевает в первую очередь физическую чистоту, чистоту тела, одежды, жилища и т. п.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Чистота [физического и духовного характера] - половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]» .

То есть если в человеке есть вера, то она выступает определенным, индивидуальным для каждого, индикатором выявления загрязненности, необходимости принятия душа, мытья рук, уборки на рабочем месте или в квартире и т. п. Без перфекционизма и фанатизма, конечно же, иначе это постепенно перерастает в зависимость и психическое заболевание.

Я думаю, что для каждого человека частота приема душа - это индивидуально: кто один раз в неделю полностью моется, а кто постоянно. Что вы скажете по этому поводу?

Вы можете принимать душ столько, сколько вам это необходимо для поддержания личной чистоты и гигиены. Это зависит от стиля жизни, от регулярности занятий спортом, от сферы деятельности, трудовой занятости и т. д.

К примеру, японцы поступают очень даже по-мусульмански, принимая душ в среднем два раза в день (утром и вечером).

Мне уже 33 года, родители в детстве не сделали обрезания. Можно ли его сделать сейчас? И нет ли риска, что это как-то повлияет на мужскую половую систему? Улан.

Обрезание является медицинской процедурой, а потому вам лучше проконсультироваться у нескольких квалифицированных врачей-хирургов. Отсутствие обрезания не делает вас неполноценным, ущемленным в чем-либо пред Богом. Если все же не сделаете обрезания, то соблюдайте элементарные нормы гигиены.

Фитра (араб.) - естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра - это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148.

О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.

См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.

См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.

‘Умумуль-бальва - все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.

Хадисы от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадисы № 4832, 4833, оба «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.

Восточные рецепты: белоснежная улыбка // http://subscribe.ru/archive/science.health.genesha/200706/27080918.html

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 118, хадис № 121.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 31, хадис № 57, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 426, хадис № 6891, «сахих».

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 123.

Уточню, что слово, использованное в хадисе, поясняется как «изменение запаха ротовой полости», то есть запах не нечищеных зубов или скопления огромного количества бактерий на корне языка, а тот, что поднимается из голодного желудка. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1880, хадис № 5927; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121, хадис № 127.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 504, хадис № 8247, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 120, хадис № 126; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1677, «да‘иф»; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 19. Есть мнение, что этот хадис слаб по степени своей достоверности (да‘иф). Но в любом случае смысл его применяется на практике, учитывается при формировании выводов, так как по этой теме имеются похожие достоверные хадисы.

Отсутствие конкретизации в хадисе говорит о том, что мисвак может быть и свежим, и сушеным. Так считал аль-Бухари и те, кто согласился с ним в этом. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 199.

Св. х. Ахмада, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 239, хадис № 724, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 125.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.

Пророк Мухаммад сказал: «Чистота [физического и духовного характера] - половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]». Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».

Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».

Страны Исламского мира демонстрируют приверженность своим традициям. Многие из них восходят к тексту Корана, который, согласно их представлениям, был надиктован свыше пророку Мухаммеду, основателю этой религии. Основой для образа жизни мусульман служат также хадисы – истории о жизни пророка, переданные его соратниками. Знакомство с содержанием исламских религиозных текстов и законов объяснит, почему мусульмане не пользуются туалетной бумагой.

Исламские представления о туалетном этикете

Согласно хадисам, перед посещением и после выхода из уборной человек должен был произнести молитвы. Входить в помещение для справления нужды мусульманин обязан с левой ноги, а покидать его – с правой. Срамные места он должен оголить только после того, как сел. Если поблизости нет помещения (например, во время путешествия по безлюдной территории) мусульманин должен удалиться от глаз спутников. В подтверждение этого есть хадис, по которому пророк для справления нужды удалялся с глаз спутников.

Ряд действий был запрещен во время посещения отхожего места:

  • Поворачиваться задом или передом к месту, где была Кааба.
  • Приносить туда и читать Коран.
  • Испражняться в стоячую воду.
  • Подмываться правой рукой.

Кроме этих, существует еще целый ряд запретов. .Были и порицаемые действия. Например, справлять нужду против ветра.

Истинджа и истиджмар

Два слова, вынесенные в подзаголовок, означают «подмывание» и «подтирание». В Исламе регламентировано, что можно использовать для очищения тела от «скверны» после посещения уборной.

Подмывание совершалось с помощью простой воды. В современном исламском труде «Облегченный фикх» оговаривается, что для этого нельзя использовать другие жидкости – бензин, сок, уксус и т.д. В хадисе рассказывается, как Мухаммад шел в уборную, мальчик-слуга сопровождал его с бурдюком, наполненным водой.

Истиджмар делается при помощи камней или предметов, которые могут их заменить. Требования к ним: они должны быть дозволенными, чистыми и очищающими. Следовало делать не менее трех протираний и держать камни в левой руке.

Согласно «Облегченному фикху», заменой камням могут служить листья, бумага, салфетки, дерево и другие предметы, подобные им.

Для подмывания жители стран Исламского мира используют два типа кувшинов. Афтафа имеет длинный носик и ручку. Такие кувшины делают из керамики. Узкогорлые кувшины с более коротким носиком называют «кумган». Их делают из металлов или глины.

Жители мусульманских стран используют в общественных туалетах гофрированные шланги, которые соединены с водопроводом. В более бедных странах Азии продолжают использовать кувшины или ведра с ковшами. В европейских странах некоторые мусульмане специально носят с собой воду в бутылочках.

Во времена, когда создавались исламские религиозные тексты и трактаты, регулирующие жизнь правоверных, страны Передней Азии еще не знали туалетной бумаги (изобретена во II веке нашей эры в Китае). Это привычное нам средство гигиены достигло стран Средиземноморья ближе к концу средних веков. Поэтому нет ничего удивительного в отсутствии упоминаний о нем в текстах того времени, регулирующих жизнь мусульман.

Исламский мир не стоит на месте. И люди, исповедующие эту религию в современных светских государствах (как Россия), принимают образ жизни своей страны. Сюда входит и использование туалетной бумаги. «Облегченный фикх», созданный в наше время коллективом улемов (знатоков ислама) в ОАЭ, не видит ничего предосудительного в использовании туалетной бумаги и салфеток. Современные мусульмане России и других стран не видят ничего плохого в применении этого средства гигиены и ссылаются на слова пророка, что исполнение обрядов религии не должно усложнять им жизнь. Причину того, почему мусульмане не пользуются туалетной бумагой, можно видеть в догматическом отношении некоторых из них к своим религиозным и правовым текстам.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Обряд для снятия негатива с помощью соли Обряд для снятия негатива с помощью соли Как сделать защиту от колдовства Как сделать защиту от колдовства Молитва на освящение квартиры, дома, машины святой водой Молитва на освящение квартиры, дома, машины святой водой