Образовательная программа дпо. Программы дпо. Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Организация Все "Бизнес-центр" АПКиППРО АНО «Институт прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий» АНО «Научно-методический центр медиации и права» АНО «Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования» АНО «Творческие образовательные технологии» АНО "Национальный Центр Инноваций в Образовании" АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК» АНО ВО «Университет Российского инновационного образования» АНО ВО "МПИ св. Иоанна Богослова" АНО ДПО «Институт проблем образовательной политики «ЭВРИКА» АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» АНО ДПО «Культурно-образовательный центр «Глобальный мир» АНО ДПО «МАСПК» АНО ДПО «Многопрофильный инновационный центр» АНО ДПО «Московская академия народного хозяйства и государственной службы» (МАНХиГС) АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ-РС» АНО ДПО «Просвещение-Столица» АНО ДПО «СофтЛайн Эдюкейшн» АНО ДПО «Учебный центр русского языка Московского государственного университета» АНО ДПО «ЦРМК-образовательные программы» АНО ДПО «Центр результативного образования» АНО ДПО «Школа Китайгородской» АНО ДПО "Высшая Школа Компетенций" АНО ДПО "Институт развития кадров" АНО ДПО "Образовательный центр для муниципальной сферы Каменный город" АНО ДПО "СНТА" АНО ДПО "УМЦ РСА "Интеркон-Интеллект" АНО ДПО Открытый институт "Развивающее образование" АНО ДПО ЦПСО «Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» АНО Центр правовой поддержки «Профзащита» АНОВО "Международный университет в Москве" АНОДО "Международная Академия спорта Ирины Винер" АО «Академия «Просвещение» АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» ГАОУ ВО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» (московский филиал) ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» ГАОУ ДПО «Московский центр развития кадрового потенциала образования» (МЦРКПО) ГАОУ ДПО «Московский центр технологической модернизации образования» (Темоцентр) ГАОУ ДПО "Центр педагогического мастерства" ГАПОУ "Технологический колледж № 24" (ГАПОУ ТК № 24) ГАУ "Московский зоопарк" ГБОУ Городской организационно-методический центр «Школьная книга» ГБОУ ДПО «Центр патриотического воспитания и школьного спорта» ГБОУ ДПО ГМЦ ДОгМ (Городской методический центр) ГБОУ Школа № 1560 "Лидер" ГБОУДО "Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара" ГБПОУ «Воробьевы горы» ГБПОУ «Московский государственный колледж электромеханики и информационных технологий» ГБПОУ «Первый московский образовательный комплекс» ГБПОУ "Колледж связи № 54" имени П.М. Вострухина ГБПОУ "Политехнический техникум №47 им. В.Г. Федорова" ГБУ «Городской психолого-педагогический центр» ГБУ «Лаборатория путешествий» ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Департамента спорта и туризма города Москвы ГБУ ДПО г. Москвы «Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства» ГБУК г. Москвы "Центральная библиотека им. Н.А. Некрасова" Городской методический центр и МИОО Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» Институт дополнительного образования Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Институт туризма и гостеприимства Кафедра ИТиОС. Приказ ДО 732 Кафедра безопасности жизнедеятельности Кафедра валеологии Кафедра здоровьесберегающего содержания образовательных технологий Кафедра математики (госконтракт) Кафедра международной интеграции лингвистического образования Кафедра немецкого языка Кафедра охраны труда Кафедра психологических инноваций в образовании Кафедра социально-гуманитарного образования Кафедра тьюторского сопровождения образовательной деятельности Кафедра управления персоналом Кафедра физики Кафедра языкознания Лаборатория информатики МГТУ ИСОТ МИОО. Кафедра дошкольного образования МИОО. Кафедра иностранных языков МИОО. Кафедра информационных технологий образования МИОО. Кафедра истории и культуры религий народов России МИОО. Кафедра коррекционной педагогики МИОО. Кафедра международного (поликультурного) образования и интеграции детей мигрантов в школе МИОО. Кафедра методики обучения биологии МИОО. Кафедра методики обучения информатике МИОО. Кафедра методики обучения физике МИОО. Кафедра методики обучения химии, экологии и естествознания МИОО. Кафедра моделирования компетенций и развития личности педагога МИОО. Кафедра начального образования МИОО. Кафедра общей педагогики МИОО. Кафедра педагогики внеурочной деятельности МИОО. Кафедра практической психологии МИОО. Кафедра профессионального образования МИОО. Кафедра психологии образования МИОО. Кафедра социально-гуманитарного образования МИОО. Кафедра технологии МИОО. Кафедра управления развитием образовательных систем МИОО. Кафедра философии образования МИОО. Кафедра экологического образования и устойчивого развития МИОО. Кафедра экономики МИОО. Кафедра экономики образования МИОО. Кафедра эстетического образования и культурологии МИОО. Управление профессионально педагогического сопровождения и поддержки ГИА МИЦ «Композиты России» МГТУ им. Н.Э. Баумана МПГУ Управление непрерывного дополнительного образования МЦ ЗелОУО МЦНМО НИИ дошкольного образования им.А.В.Запорожца НИУ ВШЭ «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» НИУ ВШЭ "Центр финансов социальной сферы Института социальной политики" НОУ "Институт педагогических систем" НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт» НОУ ДПО «Институт новых технологий» НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» НОУ ДПО «Национальный институт современного образования» НОЧУ ВО "МФПУ "Синергия" Некоммерческое образовательное учреждение "Школа для малышей" ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет" ОДО ЧОУ «Центр дополнительного образования «Снейл» ОМЦ ВОУО ОМЦ САО ОМЦ СВАО ОМЦ СЗАО ОМЦ ЦОУО ДО ОМЦ ЮЗАО ООО «Детский наукоград» ООО «Институт Организационной Психологии» ООО «Инфоурок» ООО «Международный центр «Креативные технологии консалтинга» ООО «Научно-образовательный центр развития непрерывного образования» ООО «Национальный технологический университет» ООО «СиСиН» ООО «Федерация фитнес-аэробики России» ООО «Центр развития образования имени И.Г. Песталоцци» ООО "БЕЛОВ ПРОДАКШН" (Высшая школа саногенной коррекционной педагогики) ООО "Институт консалтинга и развития образования" ООО "Лаборатория Интеллектуальных Технологий ЛИНТЕХ" ООО "Международная Ассоциация Дополнительного Образования" ООО "Международные Образовательные Проекты" ООО "Методики интеллектуального развития" ООО "Мой учитель" ООО "Практика Проектного Управления" ООО "РЕЛОД" ООО "Современные образовательные технологии" ООО "Столичный институт иностранных языков" ООО "ТЦ Сфера" ООО Многопрофильный учебный центр дополнительного профессионального образования «Образовательный стандарт» ООО Учебный Центр "ПРОФАТТЕСТАЦИЯ" ООО Учебный центр "ПРОФАКАДЕМИЯ" ОУ Педагогический университет «Первое сентября» ОЧУ ВО "Московская международная академия" РБОО «Центр лечебной педагогики» РГУ им. А.Н. Косыгина Ресурсный центр по переходу на ФГОС ООО Совместные курсы МИОО ШНТ (Школа новых технологий) Совместные программы МИОО-МЦКО Союз «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МИЭТ» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Управление внешних коммуникаций и профориентации ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Департамент иностранных языков ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Институт практической психологии ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Московский институт электроники и математики им. А.Н.Тихонова ФГАОУ ВО "Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина" ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» ФГАУ «Федеральный Институт Развития Образования» ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» ФГБНУ "Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования" ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» ФГБОУ «Российский университет дружбы народов» ФГБОУ ВО «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки» ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт» ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет» ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева» ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» ФГБОУ ВО "Московский государственный лингвистический университет" ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" ФГБОУ ВО "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана" ФГБОУ ВО "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана". Центр довузовской подготовки (отдел взаимодействия с профильными школами) ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет". Институт дистанционного образования ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет". Управление молодежной и информационной политики ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет". Центр довузовской подготовки "Абитуриент" ФГБОУ ВО "Российский университет транспорта (МИИТ)" ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики» ФГБОУ ВПО МГУЭСИ (МЭСИ) ФГБОУ ВПО РГАИС ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования» ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» ФГБУ "Российская академия образования" ФГБУ "Российская академия образования". Отдел перспективных научных исследований Факультет повышения квалификации Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Психологический институт Российской академии образования" Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский технологический университет" Фонд поддержки социальных проектов «Образование обществу» ЦППРиК "Ясенево" Центр педагогического мастерства ЧОУ ВО "Московский университет имени С.Ю.Витте" ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» ЧОУ ДПО «Фрактал» ЧУ ОДПО "Эндемик" ЧУО ДПО «Бизнес школа «Столица» кафедра ДПО ОМЦ ЮВОУО

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГБПОУ «СПАССКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОГРАММа

Дополнительного профессионального образования

по направлению «Экскурсовод»

Болгар,2016 г.

Рабочая программа дополнительного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 120701 Туризм.

Организация разработчик: ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»

Разработчик: Саиткина Анна Павловна. зам.директора по УПР

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

    ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению «Экскурсовод» является дополнительной профессиональной образовательной программой, составленной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120701 Туризм (базовой подготовки).

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области проектирования инженерных сооружений, разведки и эксплуатации природных богатств, организации сельскохозяйственного производства, выполнения мелиоративных работ, проведения водохозяйственных и гидротехнических мероприятий, землеустройства и мн. др.

    1. Цели и задачи программы дополнительного образования – требования к результатам освоения программы дополнительного образования :

В результате освоения программы дополнительного образования обучающийся должен

уметь :

выполнять надписи различными шрифтами, вычерчивать условные знаки населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, многолетних насаждений, дорог, гидрографии, рельефа местности, выполнять красочное и штриховое оформление графических материалов, вычерчивать тушью объекты, горизонтали, рамки планов и карт, выполнять зарамочное оформление, выполнять чертежи с использованием аппаратно-программных средств

знать:

назначение и устройство приборов и инструментов, классификацию шрифтов, требования их выбору, классификацию условных знаков, применяемых в топографическом черчении, методику выполнения фоновых условных знаков, технику и способы окрашивания площадей, основные положения государственных стандартов по оформлению и изображению объектов на топографических чертежах.

    1. Количество часов на освоение программы дополнительного образования :

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 час., в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 час.;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Объем программы дополнительного образования и виды учебной работы

лабораторные работы

практические работы

контрольные работы

курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Ито Итоговая аттестация в форме зачета

результаты освоения ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Результатом освоения программы дополнительного образования является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра , в том числе

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.2.

Обрабатывать результаты полевых измерений.

ПК 1.3.

Составлять и оформлять планово-картографические материалы.

ПК 1.4.

Проводить геодезические работы при съемке больших территорий

ПК 2.2.

Разрабатывать проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований

ПК 2.3.

Составлять проекты внутрихозяйственного землеустройства

ПК 2.4.

Анализировать рабочие проекты по использованию и охране земель.

ПК 3.1.

Оформлять документы на право пользования землей, проводить регистрацию.

ПК 4.2.

Проводить количественный и качественный учет земель, принимать участие в их инвентаризации и мониторинге.

ОК 1.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

2.2.Тематический план и содержание программы дополнительного образования «Основы топографического черчения»

Практические занятия.

Основные чертежные инструменты, материалы и принадлежности Устройство и назначение чертежных инструментов, требования к ним. Трафареты, палетки, шкалы толщин. Методы контроля графического изображения.

Чертежные бумаги, прозрачные заменители бумаг, акварельные краски. Требования, предъявляемые к краскам, бумаге, кистям. Технические приемы окрашивания поверхности. Смешение красок: механическое смешение, лессировка.

Методы и приемы работы чертежными инструментами: карандашом, чертежным пером, циркулями, рейсфедером. Получение линий различного рисунка и их сочетаний. Применение различных линеек и лекал. Графическая точность и ее обеспечение.

выполнение и оформление графических работ карандашом, чертежным пером, циркулями, рейсфедером.

Тема 1.2. Шрифты, применяемые в топографическом черчении

Практические занятия.

14

Картографические и вычислительный шрифты. Картографические шрифты и надписи к на топографических картах. Требования, предъявляемые к ним. Изучение и вычерчивание карандашом и тушью остовных шрифтов. Правила расстановки букв при выполнении надписей. Скорописное письмо цифр и приемы его написания.

Размещение и вычерчивание надписей на съемочных оригиналах топографических карт

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление графических работ

Тема 1.3.

Практические занятия.

16

Элементы топографической графики, условные знаки топографических карт . Роль условных знаков на картах. Таблицы условных знаков топографических карт как государственный стандарт. Классификация условных знаков по форме и другим признакам. Требования, предъявляемые к изображению условных знаков. Методы и приёмы построения и вычерчивания условных знаков топографических карт масштабов 1:10000 и 1:2000.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление графических работ по выполнению условных знаков

Тема 1.4. Методика создания оригиналов топографических карт на различных основах

Содержание

10

Практические занятия

Методика создания оригиналов топографических карт на различных основах. Вычерчивание оригиналов топографических карт. Виды оригиналов. Вычерчивание съёмочных оригиналов топографических карт. Требования к их оформлению. Порядок вычерчивания элементов содержания. Особенности зарамочного оформления. Особенности вычерчивания съемочных оригиналов при обновлении карт.

Самостоятельная работа обучающихся : выполнение и оформление топографических карт.

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дополнительного образования требует наличия кабинета «Топографическая графика»

Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета «Топографическая графика»:

чертежные столы с соответствующим оборудованием, светокопировальные столы.

Технические средства обучения: компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение, комплект учебно-методической документации

    1. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.

а) основная

    Раклов В.П., Федорченко М.В., Яковлева Т.Я. Инженерная графика. - М.:ООО «Издательство «КолосС», 2004. -304 с.

    Топографическое черчение [Текст]: учебно-метод. пособие. Ч. 1 / А.П. Карпик, Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, Е.С. Утробина, В.С. Писарев ; под общ. ред. Д.В. Лисицкого.2-е изд. – Новосибирск: СГГА, 2011. – 81 с.

    Условные знаки для топографических планов масштабов 1: 5 000, 1: 2 000, 1: 1 000, 1: 500 / Федер. служба геодезии и картографии России [Текст]. – М.: Картгеоцентр-Геоиздат, 2000. – 286 с.

    Условные знаки для топографических карт масштаба 1: 10 000 [Текст]. – М.: Недра, 1977. – 143 с.

б) дополнительная:

1. Лосяков А.А. и др. Топографическое черчение. - М.: Недра. 1986. - 385с.

2. Чекмарев А.А. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 1998.

    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения программы дополнительного образования осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

выполнение надписей различными шрифтами, вычерчивание условных знаков населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, многолетних насаждений, дорог, гидрографии, рельефа местности, выполнение красочного и штрихового оформления графических материалов, вычерчивание тушью объектов, горизонталей, рамок планов и карт, выполнение зарамочного оформления, выполнение чертежей с использованием аппаратно-программных средств

усвоенные знания:

назначение и устройство чертежных приборов и инструментов, классификацию шрифтов, требования их выбору, классификацию условных знаков, применяемых в топографическом черчении, методику выполнения фоновых условных знаков, технику и способы окрашивания площадей, основные положения государственных стандартов по оформлению и изображению объектов на топографических чертежах

оценка уровня профессионализма деятельности обучающихся при выполнении практических графических работ

Учебная программа курса

Введение. Цель и задачи курса. Учебная и научная литература по экскурсоведению. Организации, осуществляющие экскурсионную деятельность. Роль курса в подготовке специалиста по сервису и туризму.

I. Экскурсоведение как наука.

    1. Экскурсоведение как наука

Понятие экскурсионной теории. Развитие экскурсоведения в России. Роль экскурсионной практики в развитии экскурсионной теории.

    Российский опыт в области экскурсоведения.

Петербургская школа экскурсоведения. Московская школа экскурсоведения.

    Из истории зарубежного экскурсионного опыта.

    Особенности экскурсионной деятельности в Болгарском музее-заповеднике.

Краткая информация о Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Музеи и музейные объекты на территории музея-заповедника. Особенности экскурсионной деятельности на территории Болгарского музея-заповедника.

    Современные проблемы экскурсоведения

Увеличение спроса на экскурсии. Изменение потребительского рынка. Необходимость расширения тематики экскурсий, разнообразия форм проведения экскурсий. Качество работы экскурсовода. Дискуссии о лицензировании экскурсоводов и введении стандартов экскурсионного обслуживания.

1.6. Экскурсия и безопасность.

II. Основы экскурсоведения.

    1. Сущность и признаки экскурсии

Понятие «экскурсия». Экскурсионный процесс и его задачи. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Признаки экскурсии.

    1. Функции экскурсии

Полифункциональность экскурсии. Трансформации функций экскурсии на различных этапах истории России. Функции экскурсии: просвещение, воспитание, организация культурного досуга, формирование интересов. Принципы экскурсии: информативность, научность.

    1. Классификация экскурсий

Основные критерии классификации экскурсий. Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий. Классификация по составу и количеству участников. Подразделения экскурсий по месту проведения и способу передвижения. Значение классификации экскурсий.

    1. Показ в экскурсии

Показ объекта. Виды объектов (музейный предмет, территория, памятники архитектуры и др.). Его задачи. Условия показа. Соотношение созерцания, осмотра и показа в экскурсии. Последовательность действий экскурсовода при показе объекта. Ступени показа. Виды показа. Особенности показа на экскурсии. Экскурсовод - руководитель показа.

    1. Рассказ в экскурсии

Основные требования к рассказу в экскурсии. Задачи рассказа. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Процесс становления экскурсии. 5 уровней становления этого процесса. Нарастание экскурсионной ситуации. Активизация экскурсионного объекта.

    1. Информационные материалы для экскурсий.

Понятие информационных материалов, их классификация. Картографические материалы. Путеводители. Паспорта памятников. Научные монографии и статьи. Архивные материалы. Произведения художественного творчества, мемуары. Материалы периодической печати. Материалы устно- исторических проектов. Иллюстративные материалы.

    1. Экскурсия как педагогический процесс

Компоненты педагогической деятельности экскурсовода. Сочетание задач обучения и воспитания. Педагогическая техника, ее основные элементы. Использование методов убеждения, приучения, требования, поощрения. Формирование навыков у экскурсантов.

Роль психологии в экскурсионном процессе. Ощущение, восприятие, представление. Ассоциации в экскурсиях. Внимание на экскурсии. Воображение. Использование словесных, практических и наглядных методов.

Роль логики в повышении эффективности экскурсий. Использование законов логики для построения экскурсии (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией.

    1. Специфика экскурсионной теории и практики в условиях внемузейной среды.

Из истории внемузейного экскурсионного дела в России. Цели и задачи экскурсионной работы.

Специфика экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией в условиях внемузейной среды.

Методика проведения экскурсий в немузейной среде. Специфика подачи экскурсионного материала.

    1. Экскурсия – как итоговый продукт научно-исследовательской работы.

III. Подготовка новой экскурсии.

    1. Маршрут экскурсии.

Варианты построения маршрутов: хронологический, тематический, тематико-хронологический. Объезд маршрута и его задачи.

    1. Тематика и содержание экскурсий

Тема как совокупность ряда подтем. Ведущая подтема. Название экскурсии.

    1. Экскурсионный объект

Понятие экскурсионного объекта. Критерии отбора объектов. Классификация экскурсионных объектов. Составление паспорта объекта. Экскурсионные объекты Болгарского музея-заповедника.

    1. «Портфель экскурсовода»

Необходимость расширения объектов показа. Наглядные материалы к экскурсии. Формирование «портфолио». Оформление документов.

    1. Контрольный и индивидуальный текст экскурсии

Принципы составления и требования к КТЭ и ИТЭ.

    1. Методическая разработка экскурсии

Структура методической разработки. Правила оформления документа. Методическая разработка – синтез умений навыков экскурсовода и модель экскурсии.

IV

    1. Политическое развитие, этногенез.

Держава Хунну и Великое переселение народов. Империя гуннов, первое упоминания этнонима «болгар». Тюркский каганат. Великая Болгария – расселение болгарских племен в Центральной и Восточной Европе.

    1. Волжская Болгария в IX – нач. XIII веков.

Образование государства Волжская Болгария. Принятие Ислама. Развитие хозяйства, ремесла и торговли. Развитие образования, культуры и науки.

    1. Волжская Болгария в составе Золотой Орды.

Политико-экономическое развитие Волжской Болгарии во второй пол XIII XIV веков. Развитие хозяйства, ремесла и торговли. Город Болгар в период наивысшего расцвета.

    1. Казанское ханство.

Политико-экономическое развитие Казанского хансва в XV – в пер пол XVI веков. Падение Казанского ханства, захват Московским государством.

    1. Город Болгар в XVII XIX веках.

Этнический состав. История Успенского монастыря. Петр I и Екатерина II на руинах древнего города. Начало изучения древнего Болгара.

    1. Болгарское городище в XX – нач. XXI веков.

Археологические исследования Болгарского городища в пер пол ХХ века. А.П. Смирнов. Образование Болгарского государственного историко-архитектурного музея заповедника.

Археологические исследования Болгарского городища во втор пол ХХ века. Татарстанские археологи на Болгарском городище. Фонд Возрождения и реализация комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана Великий Болгар – остов-град Свияжск». Болгарский музей-заповедник на современном этапе.

V. Экскурсия как профессия.

    1. Профессия – экскурсовод.

Этапы становления профессии экскурсовода. Жизненная позиция экскурсовода. Развитие навыков и способностей экскурсовода. Эмоции и чувства экскурсовода во время проведения экскурсии. Индивидуальность экскурсовода, её проявления.

    1. Требования к профессиональным и личностным качествам экскурсовода

Формирование новых умений и навыков, их использование в экскурсиях. Культура речи, её характеристика. Стиль языка экскурсовода. Техника речи экскурсовода. Дикция. Богатство словаря. Образность языка. Формирование мастерства владения речью. Речевой этикет, его требования и правила. Роль внеречевых средств общения в экскурсии. Жесты экскурсовода, их значение, классификация. Мимика экскурсовода. Внешний вид экскурсовода. Манеры экскурсовода. Культура поведения экскурсовода.

    1. Техника ведения экскурсии.

Организация работы экскурсовода с группой. Темп передвижения экскурсии, его значение. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона. Использование свободного времени в течение экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов.

    1. Анализ экскурсии

Цель осуществления анализа в экскурсионной деятельности. Анализ как путь к совершенствованию экскурсий. Порядок анализа. Самоанализ как компонент мастерства экскурсовода.

Планы и м етодические указания по подготовке к практическим

(семинарским) занятиям.

Цель практических занятий – закрепление теоретических знаний, приобретение навыков сбора, анализа экскурсионного материала, развитие умений коллективной работы,

Формы осуществления занятий:

    семинарские занятия;

Экскурсии в музеи Болгарского музея-заповедника.

    Разработка новых материалов методом проектной технологии

Список литературы (обязательная и дополнительная)

Обязательная.

      1. XV

        XVI века. 6 класс. К., 2012.

Дополнительная.

    XII XII

    Герд В.А. Экскурсионное дело - М. - Л.: Госиздат, 1928.

    Герцевич Н.А. Основы экскурсоведения. Минск, 1988.

    Гревс И.М. Монументальный город и историческая экскурсия (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры). - Пг.,1921.

    Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М., 1985.

    Татарстан тарихы. К., 2001.

    IV XXI вв. Болгар 2015 г.

Тема I . Экскурсоведение как наука.

Занятие №1. Экскурсоведение как наука.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Занятие №2. Особенности экскурсионной деятельности в Болгарском музее-заповеднике.

Литература.

Спасские сказания (Из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). К., 2003.

Ситдиков А.Г., Бугров Д.Г., Измайлов И.Л., Мухаметшин Д.Г. Встреча в Болгаре. Экскурсия по залам Музея болгарской цивилизации. К., 2014.

Занятие №3. Современные проблемы экскурсоведения.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Тема II . Основы экскурсоведения.

Занятие №1 Сущность и признаки экскурсии.

Занятие №2. Функции экскурсии.

Занятие №3. Классификация экскурсий.

Занятие №4,5. Показ в экскурсии.

Занятие №6,7. Рассказ в экскурсии.

Занятие №8. Информационные материалы для экскурсий.

Занятие №9. Элементы психологии в экскурсии.

Занятие №10. Логика в экскурсии.

Занятие №11. Экскурсия как педагогический процесс.

Занятие №12. Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией.

Занятие №13. Специфика экскурсионной теории и практики в условиях внемузейной среды.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. М., 1983.

Омельченко В.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов. М., 1987.

Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев. (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела). М., 1997.

Ванслова Е.Г., Ломунова А.К., Павлюченко Э.А., Равикович Д.А., Юхневич М.Ю. Музей и школа. М., 1985.

Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М., 1981.

Александров ЮЛ. Экскурсионная работа и краеведение. М.:НИИ музееведения,1985.Вып.13.

Экскурсии для молодежи. М.,1989.

Элементы логики в экскурсиях. М.,1982.

Святославский А.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001.

Тема III . Подготовка новой экскурсии.

Занятие №1. Маршрут экскурсии.

Занятие №2. Тематика и содержание экскурсий.

Занятие №3. Экскурсионный объект.

Занятие №4. «Портфель экскурсовода»

Занятие №5. Контрольный и индивидуальный текст экскурсии.

Занятие №6. Методическая разработка экскурсии.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Руденко К.А. От Булгара до Казани путешествие в XII век. Путеводитель путешественника по Волжской Булгарии XII века (история, обычаи, культура). К., 2007.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. М., 1985.

Тема IV . История Волжской Болгарии и древнего города Болгар.

Занятие №1. Политическое развитие, этногенез (III век до н.э. – нач. VII века н.э.).

Занятие №2. Великая Болгария – образование, распад, расселение болгарских племен в Центральной и Восточной Европе.

Занятие №3. Хазарский каганат, болгарские племена на Средней Волге в VII IX веках.

Занятие №4. Волжская Болгария в IX – нач. XIII .

Занятие №5. Волжская Болгария в составе Золотой Орды.

Занятие №6. Казанское ханство.

Занятие №7. Город Болгар в XVII XIX веках.

Занятие №8. Болгарское городище в XX – нач. XXI веков.

Литература.

Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века. 6 класс. К., 2012.

Руденко К.А. История города Булгара (от основания до XV в.) историко-археологические очерки. К., 2009.

Фахрутдинов Р.Г. История татар. К., 2013.

Спасские сказания (Из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). К., 2003.

Ситдиков А.Г., Бугров Д.Г., Измайлов И.Л., Мухаметшин Д.Г. Встреча в Болгаре. Экскурсия по залам Музея болгарской цивилизации. К., 2014.

Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на Волгу. К., 2004.

Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991.

Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. К., 2001.

Татарстан тарихы. К., 2001.

Эзләнүләр, уйланулар, табышлар. К., 1989.

История христианства на Средней Волге IV XXI вв. Болгар 2015 г.

Тема V . Экскурсия как профессия.

Занятие №1. Профессия – экскурсовод.

Занятие №2. Требования к профессиональным и личностным качествам экскурсовода.

Занятие №3. Техника ведения экскурсии.

Занятие №4. Анализ экскурсии.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Аннотированный список литературы в помощь экскурсоводам и методистам. Под. ред. Шудренко С.Т. - М., 1990.

ГЛОССАРИЙ

Фонды - это совокупность музейных предметов и относящихся к ним вспомогательных материалов, которые принадлежат музею и постоянно пополняются, определяя его профиль.

Комплектование фондов - выделение из окружающего вещного мира предметов и включение их в собрание музея как исторических источников для документирования исторического процесса.

Тезаврирование - определение ценности предмета.

Атрибуция предмета - определение его основных признаков, изучение таких свойств, как морфология, технология, материал, функция, выяснение времени, места создания, авторской принадлежности.

Экспозиция - демонстрация наиболее интересных, значимых, наглядных экспонатов, которые снабжены научно-вспомогательными материалами (гипертексты, этикетаж, заголовки, фонокомментарии, указатели и пр.).

Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов, форма и метод приобретения новых знаний, которая осуществляется под руководством специалиста-экскурсовода.

Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа, совокупность ряда подтем.

Показ - процесс извлечения зрительной информации из объектов, который осуществляется в определенной последовательности, с определенной целью.

Осмотр - предварительное, поверхностное знакомство с экскурсионным объектом.

Маршрут - наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

«Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.

Туроператор - организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов.

Турагент - организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров.

Методическая разработка.

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Она составляется на каждую тему экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

На титульном листе располагаются данные о наименовании экскурсионного учреждения, названии темы экскурсии, виде экскурсии, протяженности маршрута, продолжительности в академических часах, составе экскурсантов, а также фамилии и должности составителей и дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения. На втором листе излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Содержание методической разработки состоит из трех разделов. Первый и третий соответствуют вступительной и заключительной части экскурсии и не разносятся по графам.

Второй раздел представляет собой таблицу, где подробно характеризуются все перемещения группы по маршруту и действия экскурсовода:

Карточка (паспорт) объекта

    Наименование объекта (историческое, современное).

    Историческое событие, с которым связан памятник, дата события.

    Местонахождение памятника, его почтовый адрес.

    Описание памятника.

    Источник сведений о памятнике.

    Сохранность памятника.

    Охрана памятника.

    В каких экскурсиях памятник используется.

    Дата составления карточки, фамилия составителя.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

    Этапы развития экскурсоведения

    Экскурсоведение как наука

    Сущность экскурсии

    Виды экскурсий (цели, задачи, формы)

    Экскурсия как вид деятельности

    Функции экскурсии

    Признаки экскурсии

    Экскурсионный метод познания

    Компоненты педагогической деятельности экскурсовода

    Индукция и дедукция. Их роль в экскурсиях

    Внимание на экскурсиях

    Роль психологии в экскурсионном процессе

    Роль логики в повышении эффективности экскурсий

    Классификация экскурсий

    Обзорная экскурсия. Ее особенности

    Тематическая экскурсия(основные группы)

    Информационные материалы для подготовки экскурсий

    Тематика экскурсий как совокупность тем

    Ведущая подтема и ее роль в экскурсии

    Задачи показа в экскурсии

    Последовательность действий экскурсовода при показе объекта

    Виды показа

    Показ как реализация принципа наглядности

    Задачи рассказа на экскурсии

    Трансформация рассказа в зрительные образы

    Сочетание показа и рассказа в экскурсии

    Экскурсионная методика

    Пути совершенствования методики

    Технология подготовки новой экскурсии

    Этапы подготовки новой экскурсии

    Составление маршрута экскурсии

    Классификация экскурсионных объектов

    Экскурсионные объекты Болгарского музея-заповедника.

    Характеристика экскурсионных объектов (на примере одного или нескольких)

    Основные документы, необходимые для проведения экскурсии

    Техника ведения экскурсии

    Формы проведения экскурсий

    Дифференцированный подход к осуществлению экскурсий с учетом психолого-демографических особенностей.

    Современные требования к экскурсоводу

    Экскурсоводческое мастерство

    Умения и навыки экскурсовода

    Речь экскурсовода

    Классификация жестов в экскурсии

    Классификация туров и маршрутов

Значительная часть занятий проходит в лекционном зале, предусмотрены занятия в музеях Болгарского музея-заповедника.

Методические материалы

Общие признаки экскурсий и типичные ошибки начинающего экскурсовода:

    1. протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин.) до одних суток;

      наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

      наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

      наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;

      передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

      целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;

      активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Недооценка важности данных признаков характерна для начинающих экскурсоводов. Это приводит к следующим типичным ошибкам:

    нерациональное распределение времени между отдельными этапами экскурсии, экскурсия затянута или слишком скоротечна;

    нарушение соотношения между показом и рассказом в ходе экскурсии;

    размытость цели и задач экскурсии, что лишает ее внутреннего идейного стержня и дезориентирует экскурсантов;

    пассивность экскурсовода в плане стимулирования самостоятельной познавательной деятельности экскурсантов, отсутствие в рассказе проблемных ситуаций, творческих заданий, связи с современностью;

    игнорирование экскурсоводом социально-демографических и социально- психологических особенностей различных групп экскурсантов;

    недостаточное внимание к внешнему виду, одежде, прическе, культуре речи;

    чрезмерный субъективизм в описании исторических событий и героев, навязывание экскурсантам мнения экскурсовода.

Анализ экскурсии

Анализ экскурсии является важнейшим фактором совершенствования экскурсионной деятельности.

Цели анализа:

    контроль за состоянием экскурсионной деятельности;

    инструктирование экскурсовода;

    помощь в овладении более высоким экскурсоведческим мастерством;

    выяснение причин успехов и неудач экскурсовода.

Примерная схема анализа экскурсии

    Тип экскурсии и ее место в системе экскурсий по теме.

    Тема, цель и задачи экскурсии.

    Наличие и характер инструктажа.

    Маршрут экскурсии.

    Отбор экскурсионных объектов и целесообразность их включения в маршрут экскурсии.

    Содержание экскурсии. Отбор материала и его последовательность.

    Количество подтем и их взаимосвязь.

    Соотношение показа и рассказа в экскурсии.

    Связь с жизнью.

    Оснащенность экскурсии наглядными пособиями. Целесообразность их использования.

    Обоснованность применяемых методов показа и рассказа.

    Учет экскурсоводом социально-демографических характеристик экскурсантов.

    Активизация познавательной деятельности экскурсантов.

    Обратная связь. Оценка ответов экскурсантов.

    Речь экскурсовода и общий стиль его поведения.

Примерная профессиограмма современного экскурсовода

Экскурсовод - профессия универсальная и многогранная. Профессиональное мастерство экскурсовода складывается из следующих составляющих.

Экскурсовод - это духовный лидер, эрудированный, играющий активную роль в приобщении российских и зарубежных граждан к достижениям мировой и отечественной культуры;

    посредник в изучении культурных ценностей между человеком и предметно-пространственной средой города, музея;

    регионовед, историк-специалист в тех областях наук, которые занимаются изучением прошлого и настоящего исторически сложившейся местности;

    культуролог, умеющий интерпретировать в историко-культурном контексте культуру повседневности;

    социолог, способный определить социальную идентичность экскурсанта, умеющий дифференцировать аудиторию по профессиональному, половому, возрастному признакам, потребностям и ценностным приоритетам;

    создатель текстов экскурсий как текстов особого вида и жанра, текстов плавающей адресации;

    документалист, умеющий создать словесную модель экскурсии с соответствующим способом построения художественного образа;

    драматург, понимающий законы композиционного построения экскурсионного материала, с художественным конфликтом, завязкой кульминацией и развязкой;

    режиссер, переводящий письменный текст в его устную экскурсионную форму, согласуя его с возможностями реального времени и пространства города;

    актер-исполнитель собственного текста, добивающийся погружения зрителей в окружающее пространство и историю;

    психолог и педагог, умеющие работать с различными группами экскурсантов.

    Требования к личностным и профессиональным качествам

экскурсовода

Личностные качества:

    увлеченность профессией,

    гуманное отношение к людям,

    творческо-практический склад мышления,

    справедливость,

    тактичность,

    выдержка и самообладание,

    наблюдательность,

    творческое воображение,

    искренность,

    находчивость,

    терпеливость. Культура внешнего вида

    1. Осанка:

    подтянутость, собранность.

    Одежда:

    аккуратность,

    цветовая гармония,

    соответствие одежды возрасту,

    соответствие моде,

    чувство меры в выборе украшений.

    Прическа: аккуратность.

    Мимика:

    выражение доброжелательности, спокойствия,

    взгляд при общении направлен на собеседника,

    эмоциональная выразительность,

    соответствие выражения лица характеру сообщения. 6. Пантомимика:

    жесты уместны, органичны, естественны,

    походка упругая, ритмичная, легкая,

    отсутствие суетливости и нервозности,

    умение бесшумно вставать и садиться.

Культура экскурсионного общения:

    умение устанавливать контакт с группой,

    умение ориентироваться в сложившейся ситуации,

    умение задавать вопросы,

    умение понимать реакцию слушателей,

    умение заинтересовать, увлечь выступлением.

7. Саморегуляция:

    умение снимать излишнее напряжение и волнение,

    умение преодолевать нерешительность перед выступлением,

    умение мобилизовать рабочее самочувствие,

    умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях,

    умение создавать необходимое настроение.

Культура речи:

    грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений,

    лексическое богатство,

    выразительность, образность речи,

    техника речи (звонкость голоса, богатство интонации, четкая дикция, соблюдение необходимого темпа речи).

Не указано Адыгейский государственный университет (11) Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (87) Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина (16) Алтайский государственный педагогический университет (17) Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (32) Алтайский государственный университет (90) Амурский государственный университет (123) Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (13) Ангарская государственная техническая академия (5) Армавирский государственный педагогический университет (68) Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (27) Башкирский государственный университет (22) Белгородский государственный национальный исследовательский университет (252) Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Старооскольский филиал (9) Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова (83) Белгородский институт развития образования (94) Братский государственный университет (9) Брянская государственная инженерно-технологическая академия (16) Брянский государственный технический университет (12) Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (29) Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (17) Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет (8) Волгоградский государственный социально-педагогический университет (56) Волгоградский государственный технический университет (26) Волгоградский государственный университет (48) Вологодский государственный университет (16) Гжельский государственный художественно-промышленный институт (14) Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко (2) Горно-Алтайский государственный университет (6) Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова (34) Государственные Центральные Курсы иностранных языков «ИН-ЯЗ» (24) Государственный институт новых форм обучения (13) Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (15) Государственный университет управления (81) Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д.Миллионщикова (33) Дагестанский государственный педагогический университет (11) Дагестанский государственный технический университет (48) Дальневосточный федеральный университет (147) Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Арсеньеве (6) Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Дальнегорске (1) Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Дальнереченске (10) Дальневосточный федеральный университет, филиал в г. Находке (8) Донской государственный технический университет (60) Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (6) Забайкальский государственный университет (29) Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина (39) Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова (20) Институт развития дополнительного профессионального образования (5) Иркутский государственный университет (115) Иркутский национальный исследовательский технический университет (13) Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (131) Казанский (Приволжский) федеральный университет (206) Казанский (Приволжский) федеральный университет, Набережночелнинский институт (филиал) (8) Казанский государственный архитектурно-строительный университет (19) Казанский государственный энергетический университет (39) Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (1) Казанский национальный исследовательский технологический университет (38) Калмыцкий государственный университет (45) Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (27) Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (40) Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (24) Ковровская государственная технологическая академия имени В.А.Дегтярева (5) Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (32) Костромской государственный университет (41) Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (49) Кубанский государственный технологический университет (22) Кубанский государственный университет (32) Курганский государственный университет (23) Курский государственный университет (71) Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (11) Липецкий государственный технический университет (27) Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (18) Майкопский государственный технологический университет (9) Марийский государственный университет (22) Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов начального профессионального образования (10) Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (96) Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (71) Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова (9) Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (160) Московский архитектурный институт (государственная академия) (41) Московский государственный гуманитарно-экономический университет (1) Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (23) Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" (11) Московский государственный университет пищевых производств (103) Московский политехнический университет (15) Московский технологический университет (бывш. Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики) (22) Московский физико-технический институт (государственный университет) (82) Национальный исследовательский Томский политехнический университет (114) Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (83) Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (31) Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (4) Национальный исследовательский Томский государственный университет (121) Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (30) Национальный исследовательский университет «МЭИ» (37) Национальный исследовательский университет «МЭИ», в г. Смоленске (3) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (133) Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (24) Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (17) Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (6) Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (19) Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал (39) Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Борский филиал (6) Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Выксунский филиал (7) Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Павловский филиал (4) Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Шахунский филиал (7) Нижневартовский государственный университет (93) Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (23) Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) (2) Новосибирский государственный педагогический университет (1) Новосибирский государственный технический университет (32) Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (98) Омский государственный педагогический университет (21) Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (6) Оренбургский государственный университет (16) Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (22) Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Карачевский филиал (4) Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Мценский филиал (3) Орловский государственный университет экономики и торговли (20) Пензенский государственный технологический университет (11) Пензенский государственный университет (35) Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (42) Пермский национальный исследовательский политехнический университет (50) Петрозаводский государственный университет (36) Поволжский государственный технологический университет (6) Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (3) Псковский государственный университет (28) Пятигорский государственный университет (55) Российский государственный гуманитарный университет (10) Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (48) Российский государственный профессионально-педагогический университет (18) Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) (24) Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина (140) Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород) (6) Российский государственный университет туризма и сервиса (44) Российский государственный университет туризма и сервиса, Институт туризма и гостеприимства (филиал) (11) Российский государственный университет туризма и сервиса, филиал в г. Махачкале (4) Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (13) Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (213) Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова, Саратовский государственный социально-экономический институт (филиал) (30) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) (бывший Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова) (32) Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (52) Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (12) Санкт - Петербургская государственная художественно - промышленная академия имени А.Л. Штиглица (15) Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (123) Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (4) Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) (16) Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (13) Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (17) Санкт-Петербургский государственный экономический университет (40) Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) (27) Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (85) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (бывший Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) (9) Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (11) Севастопольский государственный университет (19) Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (72) Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова (154) Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (3) Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) (4) Северо-Кавказский федеральный университет (85) Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова (33) Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (45) Сибирский государственный технологический университет (33) Сибирский федеральный университет (76) Смоленский государственный университет (9) Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (78) Тамбовский государственный технический университет (46) Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (35) Тверской государственный технический университет (16) Тверской государственный университет (35) Тольяттинский государственный университет (16) Томский государственный педагогический университет (55) Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (43) Тувинский государственный университет (37) Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (22) Тульский государственный университет (86) Тюменский государственный университет (44) Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме (ранее - Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова) (11) Тюменский индустриальный университет (141) Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (98) Ульяновский государственный технический университет (61) Уральский государственный архитектурно-художественный университет (31) Уральский государственный горный университет (28) Уральский государственный педагогический университет (28) Уральский государственный экономический университет (41) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина (2) Уфимский государственный авиационный технический университет (23) Ухтинский государственный технический университет (68) Хабаровская государственная академия экономики и права (22) Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (47) Центральный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки (230) Челябинский государственный педагогический университет (7) Челябинский государственный университет (1) Череповецкий государственный университет (15) Чеченский государственный университет (5) Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (18) Юго-Западный государственный университет (12) Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) (102) Южный федеральный университет (314) Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (5) Ярославский государственный технический университет (28) Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (9)
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Абдоминальный тип ожирения у женщин и мужчин: лечение, диета Какой тип ожирения Абдоминальный тип ожирения у женщин и мужчин: лечение, диета Какой тип ожирения Котлеты из щуки с салом. Пошаговый рецепт с фото. Котлеты из щуки: рецепты Котлеты из щуки рецепты приготовления с салом Котлеты из щуки с салом. Пошаговый рецепт с фото. Котлеты из щуки: рецепты Котлеты из щуки рецепты приготовления с салом Варенье из вишни: как правильно варить вишневое варенье Варенье из вишни: как правильно варить вишневое варенье