Театральное искусство и его виды. История театра: появление и развитие театрального искусства, занимательные факты. Зрелый этап в истории театрального искусства

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Для достижения поставленных целей, нужно постоянно работать над собой, то есть развивать себя разносторонне. Раскрыть творческое «я» возможно не только за счёт литературы, музыки и живописи, но и также изучая тонкости сценического мастерства, где первый шаг – это знакомство с видами и жанрами театрального искусства.

Театр – это школа жизни: удивительная, эмоциональная и воодушевляющая. Театральное искусство – это зеркало нашей жизни. Театр посредством драматических действий освещает нам мир, ведя с нами диалог путём сердца с сердцем, души с душой, глаза в глаза.

Какие бывают жанры?

Сегодня мы хотим представить вашему вниманию не только самые популярные жанры, которыми живёт театр, но и показать их различия.

Буффонада (от итал. слова « buffonata », что значит «шутовство) – это комический спектакль (комическая актёрская игра), действия которой разворачиваются, как правило, на площадях. В основе жанра -народные приёмы, где главное действующее лицо – «Арлекино» ,причём: не один, не два, а целая труппа подобных персонажей. Строиться все представление на окарикатуривании, то есть резком преувеличении черт характера персонажа или явлений действительности.

Водевиль (с франц. « val de Vire » означает Вирская долина) – это жанр, который получил своё название от реки Вир (Нормандия). Водевиль — лёгкая, комедийная пьеса с куплетами; шутливые, насмешливо — сатирические песенки, которые высмеивают незначительные нарушения общественных норм (не гостеприимство, недоброжелательность соседских отношений). Особенность жанра: комедийная борьба должна быть мягкой – данный жанр, ни в какой форме не допускает проявления жёсткости.

Драма (с греч. « drama » означает «действие») — это сценический жанр, освещающий социальные конфликты человека с обществом или же с самим с собой. Драма – это ещё не трагедия, но уже и не комедия, а что-то среднее между ними. Отличается от всех остальных жанров более серьёзным содержанием, здесь и характеры героев более сложные, и сюжет значительно «весомее и запутаннее», нежели отображаемые в комедиях.

Комедия (родина жанра Древняя Греция, буквальный перевод – «песня ») – это жанр, сюжет которого выстраивается так, чтобы откликом зрителя служила улыбки или смех. Цель: высмеять пороки людей, их характеры, заблуждения, курьёзные жизненные ситуации. Смотреть такой спектакль довольно легко, как за счёт сатиры, так и несложности сюжета и характеров персонажей.

Мелодрама (с греч. melos - «музыка», drama — «действие») — жанр театрального искусства (пьеса с острой интригой), раскрывающая чувственный мир героя — отражающая внутреннюю борьбу добра и зла.

Мим (с греч. означает «подражание») — короткие комедийные, развлекательные импровизированные сценки.

Моралите (от лат. moralis – нравственный) — драматические преставления в Средние века, действующие лица которых не сами люди, а отвлечённые, абстрактные понятия (например: добродетель, порок).

Мюзикл (англ. Musical от music – музыка) – это музыкальный жанр. Здесь важная роль отводиться хореографии (отличается особой отточенностью актёрских действий), также составляющими элементами данного жанра является: музыка, песня, диалог. Данный жанр очень сложный в плане постановки и при этом весьма дорогой (за счёт спецэффектов).

Пародия – зародилась в антич. литературе (спектакль — насмешка). Цель – создание комического эффекта, путём повторения уникальных черт персонажей, их манер, стиля речи, поведения. Данный жанр получил широкое распространение не только в театре, но и на эстраде.

Пастораль (с франц. pastorale переводиться как «сельский») — это театральный жанр (опера или балет) раскрывающий простую пастушескую, сельскую жизнь.

Трагедия – с греч. дословно переводиться как «песня козла» («tragos» — козел, «ode» — песнь). В основе жанра – катастрофический исход. Главный герой – это человек, идущий против себя, общества, рушащий устоявшиеся правила и устои. Герой (артист) на протяжении всего спектакля ведёт борьбу, а в финале — гибнет. Большинство трагедий написано в стихах, в них отражена действительность сурово, остро, серьёзно.

Фарс (франц. Farse – грубая шутка, эпатажная выходка) — комический жанр средневекового театра. Комедия несложного содержания (развлекательные сценки показываемые актёрами в масках). Как правило, изображается городской быт со всеми его темными сторонами (скандальностью, грубостью, пьянкой).

Феерия (от франц. fee ) – волшебница, фея. Для передачи зрителю полноты сюжета используется некое волшебство, которое создаётся за счёт красочных и необычных декораций, костюмов героев, трюков и спецэффектов.

Флиаки (с греч. phlyax – шутка) – театральные представления в Древней Греции в виде коротких шуток-сцен взятые из повседневной жизни о похождениях героев и богов.

Благодаря существующему многообразию видов и жанров театрального искусства человек идёт в театр и по-настоящему открывает для себя его — становиться преданным зрителем. Театр всегда предстаёт перед нами ярким, проникновенным, глубоким и завораживающим, за это мы его и любим.

Искусство театра, по сравнению с другими видами искусств – живое искусство. И в этом его неоспоримое преимущество.

Наталья Наумова

Большое внимание в своей работе с детьми я уделяю театрализованной деятельности. Это одно из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр, у детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Для успешной работы в группе создана предметно-пространственная среда: руками воспитателей и родителей оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров. Кукольный театр - это волшебный мир. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами любую роль.

И сегодня я хочу познакомить вас с многообразием видов театра, которые использую в своей работе с детьми.

Театр би-ба-бо

Куклы би-ба-бо надеваются на три пальца руки – вроде перчатки.

Самая простая кукла состоит из тельца-рубашки, головы и ручек.

Эти куклы можно приобрести в магазинах или сшить самим. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, пластмассового шарика, папье-маше. Можно также использовать старые куклы и резиновые игрушки.

Театр мягкой игрушки.

Эти куклы сшиты из ткани с ворсом.

Плоскостной театр

Персонажи рисуются на тонком картоне (фанере, вырезаются, изображение кладется на картон (фанера, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части. Устанавливаются фигурки на пластмассовые пробки, детали из лего.

Пальчиковый театр.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Маски-шапочки

Самый любимый вид театра у детей. Изображение персонажей обычно рисуют, вырезают из картона и приклеивают на ободок.

Большие куклы «Живая рука»

Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы. Руки куклы ребенок прикрепляет к запястьям. надев резиночки, пришитые к рукам куклы.

Театр ложек

Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Куклы-ложки предвосхищают знакомство с верховыми куклами, являясь как бы упрощенным вариантом.

Театр игрушек

Необходимо сначала подобрать резиновые игрушки. Они должны быть приблизительно одного размера, то есть так, чтобы мышка не была выше кошки. Затем придумывают или подбирают сказку, где бы участвовали эти персонажи.

Театр резиновой игрушки помогает более яркому восприятию, развивает

пространственное и образное видения детей.

Конусный театр

Куклы надо вырезать и склеить в виде конусов (это их основа). Затем прикрепить дополнительные детали, они обычно также выполнены в виде геометрических фигурок – круглая голова, треугольные ушки у животных, прямоугольные усы. При желании украсить одежду кукол небольшими аппликациями или разрисовать. В комплекте к куклам желательно подготовить декорации – забор, дерево, дома, облака.

Этот вид театра помогает учить детей координировать движения руку и глаз.

Публикации по теме:

Конспект заседания родительского клуба «В мире театров» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 330 городского округа город Уфа Республика Башкортостан.

Цель: Способствовать умению детей называть,различать, классифицировать разные виды транспорта. Игру можно использовать в разных вариантах.

Основные виды педагогической деятельности Педагогика – это наука о человеке. Она изучает не только человека, как биологический вид, но и человека, как личность. А. С. Макаренко –.

Проект «Зимние виды спорта» Визитная карточка проекта: Проект реализовывался в условиях детского сада в старшей группе № 6. Основные участники – дети и воспитатели.

Для эффективного решения задач программы "Потешники" по театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста (смотри предыдущие.

АВАНЛОЖА - места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
АВАНСЦЕНА - передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
АКТ - законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
АКТЕР, актриса - исполнитель (исполнительница) ролей.
АМПЛУА - сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
АМФИТЕАТР - 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.
АНГАЖЕМЕНТ - приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
АНОНС - объявление о предстоящих гастролях, спектаклях,
концертах.АНТИГЕРОЙ - нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.
АНТРАКТ - перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.
АНТРЕПРЕНЕР - владелец, содержатель, арендатор частного
театра.АНТРЕПРИЗА - частный театр.
АНШЛАГ - объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
АПОФЕОЗ - торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.
АРЬЕРСЦЕНА - наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
БАЛАГАН - театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
БАЛКОН - места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
БЕЛЬЭТАЖ - первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.
БЕНЕФИС - 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.
БЕНУАР - театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.
БЕРИКАОБА - грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.
БУРЛЕСК - преувеличенно комическое изображение на сцене.
БУТАФОР - театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.
БУТАФОРИЯ - предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
БУФФОН - амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.
БУФФОНАДА - 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
ВЕРТЕП - народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII-XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика - вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.
ГАЛЕРКА - верхний ярус зрительного зала.
ГАСТИОН - актер в Древнем Риме.
ГАСТРОЛИ - выступление актеров на выезде в других театра.
ГЕРОЙ - главное действующее лицо в спектакле.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ - последняя перед спектаклем, концертом.
ГРАНДАМ - амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.
ГРАНДКОКЕТ - роль взрослой знатной дамы.
ГРИМ - 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.
ГРИМЕР - специалист, занимающийся гримировкой актеров.
ГРИМ-УБОРНАЯ - комната для гримирования и переодевания актеров.
ДЕЙСТВИЕ - законченная часть спектакля. То же, что и акт.
ДЕКЛАМАЦИЯ - четкое выразительное чтение вслух.
ДЕКОРАЦИЯ - художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
ДЗЁРУРИ - вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.
ДИВЕРТИСМЕНТ - музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
ДРАМАТУРГ - автор драматических произведений.
ДРАМАТУРГИЯ - 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
ЗЛОДЕЙ - амплуа актера, играющего отрицательных героев.
ИНЖЕНЮ - амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.
ИНТЕРМЕДИЯ - небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
КАБУКИ - один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.
КАРТИНА - часть акта в драме.
КЛАКА - специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
КОКЕТ - амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
КОЛОСНИКИ - верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
КОМИК - амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
КОНФИДАНТ - актер, играющий роль приближенного главного героя.
КОТУРНЫ - род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.
КУЛИСЫ - плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.
ЛИРИК - амплуа актера, играющего лирические персонажи.
ЛИЦЕДЕЙ - название актера в Древней Руси.
ЛОЖА - группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.
МАРИОНЕТКА - театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены - один из важнейших элементов режиссуры.
МИМ - актер пантомимы.
МИМИКА - один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
МОНОЛОГ - речь актера, обращенная к слушателям или самому
себе.МЮЗИК-ХОЛЛ - вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР - 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
НОО - один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи - в масках, костюм лишен бытовой конкретности.
ПАДУГА - полоса занавеса по верху сценической площадки.
ПАНТОМИМА - вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
ПАРТЕР - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
ПЕЛЖЕНТ - передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.
ПЕТИМЕТР - образ щеголя в сатирической комедии.
ПЕТРУШКА - главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.
ПОДМОСТКИ - синоним слова «сцена».
ПОСТАНОВКА - творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.
ПРЕМЬЕР, премьерша - актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
ПРЕМЬЕРА - первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.
ПРИМАДОННА - актриса, исполняющая главные роли.
ПРОСТАК - амплуа актера, исполняющего простодушного человека.
РАМПА - осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
РЕВЮ - эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
РЕЖИССЕР - постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.
РЕЗОНЕР - амплуа актера, высказывающего нравоучительные
суждения.РЕКВИЗИТ - предметы, используемые в театральных постановках.
РЕПЕТИЦИЯ - основная форма подготовки театрального
представления.РЕПЕРТУАР - совокупность произведений, исполняемых в театре.
РЕПЛИКА - краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
СКЕНА - помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.
СОЛИСТ - ведущий актер в спектакле.
СОФИТ - часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
СПЕКТАКЛЬ - театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
СТАТИСТ - актер массовки, исполняющий роль без слов.
СУБРЕТКА - роль находчивой служанки.
СУФЛЕР - работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
ТЕАТР - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
ТЕАТР КУКОЛ - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
ТЕАТР МИНИАТЮР - вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).
ТЕАТР ТЕНЕЙ - вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
ТЕЛАРИИ - приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.
ТРАВЕСТИ - амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.
ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.
ТРУППА - актерский состав театра.
ТРЮМ - помещение под сценой.
ФАТ - амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).
ФИГУРАНТ - актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.
ФИНАЛ - завершающая часть спектакля.
ФУРКИ - приспособления для перемещения на сцене декораций.
ЭТУАЛЬ - актриса развлекательного жанра.
ЭТЮД - в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.
ЯРУС - один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

Творческая личность должна быть развитой в самых разных областях, в том числе в сфере искусства. Развивать креативность можно разными способами. Одним из самых подходящих является тренинг на сайте BrainApps, где предлагается множество игр и статей по совершенствованию творческого мышления.

Первый шаг к пониманию закономерностей искусства – это знакомство с театром. Он является отражением нашей жизни, только более красивым, возвышенным и интересным. Если вы желаете развиваться и погрузиться в масштабный мир искусства, то сначала нужно изучить теорию, то есть ознакомиться с видами и жанрами театра.

Какие жанры в театре бывают?

BrainApps предлагает ознакомиться не только с самыми известными жанрами театрального искусства, но и с их принципиальными различиями. Это поможет не только усовершенствовать общие знания, но и подобрать для себя подходящую постановку.

Выделяют следующие виды искусства в театре:

  • Драма. Данный вид искусства основывается на конфликтах главного героя с обществом или с самим собой. Здесь меньше юмора и каких-либо шутливых высказываний, а прибавляется серьезность повествования. Драма еще не является трагедией, а представляет нечто среднее между ней и юмором.
  • Комедия. Основой данного жанра является желание вызвать смех и улыбку зрителя. Для этого берутся несложные, но жизненные характеры персонажей, используются иронические и сатирические приемы. Человек отдыхает на таких представлениях и заряжается положительной энергией.
  • Буффонада. Название происходит от итальянского слова «buffonata», что означает шутовство. Театр представляет собой шуточное действо, которое устраивают на площадях для развлечения людей. В основе спектаклей лежит карикатурное представление какого-либо образа целой труппой «Арлекино».
  • Водевиль. Название театра с французского переводится как «Вирская долина». Данное представление состоит из легких, ненавязчивых песенок сатирической направленности. Особенность такого театра – доброта. Он высмеивает многие мелкие проступки человека, но исключительно в мягком стиле.
  • Мим. Название жанра с греческого обозначает подражание. Он представляет собой коротенькие шутливые сценки, как правило, молчаливые и импровизированные.
  • Мелодрама. В этом жанре театрального искусства отображаются внутренние переживания героя, его конфликты в стиле «добро и зло», а также большое внимание уделяется эмоциональной стороне.
  • Пародия. Один из видов комического жанра, в котором ведущее значение отводится повторениям различных известных движением, копированием людей и так далее. Такой вид сценического представления известен еще с античности.
  • Пастораль. Такой театральный жанр раскрывает в стиле оперы, балета или другого типа представления пастушескую и сельскую жизнь.
  • Мюзикл. Здесь примешивается музыкальное действие и важное значение имеет хореография. Мюзикл является одним из самых дорогих видов театрального искусства, так как требуются серьезные спецэффекты, четкие движения актеров, песенное сопровождение.
  • Моралите. Данный жанр был популярен в Средние века. Его действующими лицами были не люди, а абстрактные понятия, например, добро, зло или любовь и так далее.
  • Флиаки. Представления, которые проводились в Древней Греции о похождениях героев и богов, которые были показаны в шуточной форме.
  • Трагедия. Один из самых серьезных жанров, в основе которого лежит неблагоприятный исход конфликта. Главный герой борется с собой, окружающей действительностью, но в завершении битвы погибает. Здесь обязательными являются следующие пункты: показ истории остро, стремительно, не используются лишний элементы или смягчающие ситуации.
  • Фарс. Название жанра с французского переводится как «грубая шутка». Данный вид театра действительно предполагает комическую постановку о повседневной жизни человека со всеми ее непривлекательными сторонами. Здесь используются простые сюжеты, а актеры, как правило, выступают в масках.
  • Феерия. Интересный и зрелищный жанр театра, в котором используется некое волшебство. Зрителю преподносят сюжет с использованием масштабных декораций, спецэффектов, необычных костюмов.

В отличие от остальных видов искусства, театральное действие – живое и настоящее. Каждый вид театрального искусства представляет собой неповторимую гамму эмоций и чувств. Разбираясь в них, вы сможете погрузиться в мир живой сцены и стать его преданным фанатом.

История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Древнейшее искусство зарождалось, как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Представления изначально были приурочены к Великим Дионисиям – большому религиозному празднику.

Теперь театр, несомненно, нечто большее, чем шествие поющих мужчин в козлиных шкурах по городу. Он стал высоким искусством, способом отдыха высшего общества, местом культурного просвещения. История возникновения театра – это увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по сей день. Ее мы и поведаем читателю в нашей статье. Много интересных фактов вы также найдете в представленном материале. Итак, начнем.

Начало

В Афинах V века до н. э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.

А вот чтобы стать хорегом (руководителем хора), большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри.

Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. Идеальной считалась постановка, в которой актер вживался в роль на 100% - при необходимости, он должен был быть готов даже умереть.

В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. э., был построен каменный театр.

Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.

История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.

Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире "фонограммы". Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него.


Некоторые термины античного театра

Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже:

  • Орхестра – часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра.
  • Скена – место для переодевания. Первоначально была простой палаткой, затем соединялась с фрагментами художественного оформления сцены, например, фоном.
  • Проскений – колоннада перед скеной.
  • Параскений – боковые каменные пристройки.
  • Эстрада – возвышенность над орхестрой, где в поздней античности стали играть актеры.
  • Эккиклема – передвижная платформа из дерева, позволяющая трансформировать место действия и перемещать актеров по сцене.
  • Котурны – обувь с высокими подошвами, напоминающими ходули. С помощью такой обуви актеры становились выше, более внушительными и похожими на мифических существ.

Примечательным фактом является то, что именно в Риме впервые была произнесена фраза «Финита ла комедиа».

Куклы в театральном мире

История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии («Бунраку»), Индонезии («Ваянг»), Каталонии («Эль Пасторес»), Беларуси («Батлейка») и других.

В истории театра кукол в Америке выделяется созданный в 1962 г. театр под названием «Хлеб и кукла». Он отличается гигантскими куклами из папье-маше, очевидным политическим оттенком, а также угощением вкусным хлебом на входе. Такое взаимодействие актеров и зрителей символично: театральное искусство должно быть так близко к народу, как это возможно.

Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.

Характерной особенностью любого кукольного театра является высмеивание чего-либо, наличие морали, воспитательного элемента у сценок. Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься. Часто героями в театре кукол становятся непривлекательные, даже уродливые персонажи, например, французский Полишинель с носом крючком.

Вам наверняка будет интересно знать то, что актеры – народ не всегда богатый. В истории кукольного театра Америки есть факты, что театралы могли посмотреть постановку в обмен на еду.


Драма

История драматического театра восходит к античным временам. Это один из видов искусства, вместе с театром кукол, пантомимы, оперой и балетом. Главная отличительная черта драматического театра – действия актера сочетаются с произнесенными им словами. Сценической речи уделяется в этой разновидности жанра особенное внимание. Основой драматического спектакля является пьеса. В процессе актерской игры возможна импровизация, действие может включать танец, пение. Спектакль строится на основе литературного произведения. Главным интерпретатором пьесы или сценария является режиссер.

Довольно примечателен тот факт, что у работников театра считается, что уронить сценарий – не к добру. Если эта неприятность произошла, надо обязательно на него сесть.

Возникновение отечественных театральных традиций

Историю театра в России разбивают на этапы:

  • Начальный («игрищный»).
  • Средний.
  • Зрелый.

Игрищный этап

Как и в Древнем Риме, история театра в России начиналась как не вполне серьезное занятие. Театральные представления назывались «потехами», а спектакли – «игрищами». Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Стать таким развлекающим публику актером мог, фактически, любой человек. С точки зрения религии, деятельность скоморохов была постыдной. В летописях их называют слугами дьявола, а глумление, сатиру и ряженье – грехами. Острая сатира не приветствовалась церковью, однако, это никого особо не останавливало.

Искусством, угодным власти, скоморошество также не считалось, напротив, острые социальные темы сценок, высмеивание современных недостатков делали актеров опасными и вредными. Но народ любил наблюдать и смеяться над выступлениями скоморохов. Однако, следует понимать, что классический театр, каким мы знаем его теперь, вырос не из этих скоморошьих сценок, а независимо от них, даже, скорее, вопреки им.


Средний этап

Следующий этап истории русского театра – промежуточный между игрищным и зрелым. На данной фазе возникает придворный и школьный театры. В то время правил царь Алексей Михайлович, актерами придворного театра были иностранцы, школьного – учащиеся. После смерти Алексея Михайловича деятельность придворного театра приостановилась до прихода к власти Петра I. Он относился к «зрелищам» положительно, но, помимо развлекательной, он стал наделен еще и пропагандистской функцией. В 1702 году появился театр для широких масс – публичный. Его здание называлось «Комедиальной храминой», там давались представления немецкой труппой. Народ этот театр не принял. Хотя Петр I и не достиг своей цели, не сделал театр любимым местом людей, общедоступным и популярным, но он заложил к этому все необходимые предпосылки.


Зрелый этап в истории театрального искусства

Данный промежуток истории создания театра в России самый важный. На этом этапе театр стал приобретать те черты, которые привычны современному человеку, оформился в серьезное профессиональное сообщество. 30 августа 1756 года был дан старт, а именно, открылся Императорский театр. Эта же дата является днем основания Александринского театра в Петербурге. Произошло это при Елизавете Петровне.

Особенностью театра того времени было одновременное участие в постановках и русских, и иностранных артистов. Именно на этом этапе исполнение ролей впервые было доверено не только мужчинам, но и женщинам. Екатерина II придавала большое значение театру, при ней в Петербурге существовало три труппы, тратилось фантастическое количество средств на развитие этой отрасли.

Помимо развития государственных, Екатерина уделяла внимание и частным театрам дворян, существовал, например, театр Шереметьева, Волконского, Румянцева. Даже в провинции создавались свои помещичьи труппы. Строился русский театр, а именно сами постановки, по образцам французских коллег. Во главе французской школы актерского мастерства стоял И. А. Дмитревский, воспитавший не одно поколение прекрасных актеров.


А вы знали?

Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства.

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.


Самый знаменитый театр Москвы

История Большого театра начинается с даты 28.03.1776 г. Именно в этот день в Москве императрицей Екатериной II была подписана «привилегия» для князя Петра Урусова, разрешающая ему содержать театр в течение десяти лет. Назывался он сначала Петровским театром (в честь улицы, на которую выходил вход). В 1805 году здание полностью сгорает, архитектором Осипом Бове создается новый проект. В 1820 году начинается строительство, продолжающееся 5 лет.

Построенный театр стал больше, поэтому и получил такое название. Радовало это прекрасное, гармоничное, богатое здание жителей Москвы до 1853 года, когда случился второй пожар. На этот раз реконструкция была доверена архитектору Альберту Кавосу. Восстановлен театр был уже в 1856 году. Императорский Большой театр стал известен не только в России, но и в мире: здесь была великолепная акустика. В 1917 году после Революции, название было изменено на Государственный Большой театр. Убранство было дополнено советской символикой.

Он серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, приняв на себя бомбу. Здание снова реконструировали. До 1987 года постройка подвергалась только небольшому косметическому ремонту. Сейчас Большой театр – это здание с новой сценой, где можно использовать современные эффекты. В то же время, оно сохранило дух классической архитектуры, свою «фирменную» акустику, что дает ему право считаться одним из лучших театров в мире. Вот такая история у Большого театра.

И напоследок еще один, не менее интересный факт. Фильмы, действие которых полностью или частично происходит в театре: «Бердмэн», «Горе-творец», «Ла-Ла Ленд», «Призрак оперы», «Бурлеск сказки», «Нокаут», «Натыкаясь на Бродвей», «Черный лебедь», «Кукловод», «Ужасно большое приключение», «Влюбленный Шекспир», «Убийство в маленьком городке», «Набережная Орфевр».

История театра (драматического и остальных жанров этого искусства) будет развиваться и дальше, так как интерес к нему остается неизменным уже более двух тысяч лет.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свёкла тушеная с яблоками Свёкла тушеная с яблоками Картофель, жаренный по-деревенски, порция (ТТК0522) Картофель, жаренный по-деревенски, порция (ТТК0522) Котлеты из кабачков и творога Котлеты из кабачков и творога